Суббота, 18.05.2024, 11:29

Вы вошли как
Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Первые бои авиации Черноморского флота на Дунайском рубеже (июнь-июль 1941 г.)

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецко-румынские войска открыли артилерийско-минометный и пулеметный огонь по городу Измаилу и пограничным заставам. Воинские части Красной Армии СССР оказались в пламени войны, и вынуждены были принять неравный бой.

В первый же день войны состоялись ожесточенные бои на суше, в водном пространстве реки Дунай,  и в воздухе.

В 12 часов дня двенадцать фашистских бомбандировщиков пытались бомбить Измаил. Первоначальная  их цель – разрушить аэродромные дороги в городе Измаил. Навстречу фашистким самолетам в воздух поднялись 17 истребителей 96-й авиаэскадрильи во главе с командиром капитаном Александром Иваночичем Коробицыным и летчиками эскадрильи лейтенантом Михайлом Максимовым, старшим лейтенантом Лаврентием Борисовым, лейтенантом Леонид Хомутовым, лейтенантами Борисом Масловым  и Николаем Черкасовым и другими. В результате воздушных боев было сбито пять фашистких самолетов. Большие заслуги в первом бою принадлежат лейтенанту Максимову – бывшему колхознику села Покровское, Огаревского р-на, Тульской обл. Летчик Максимов еще до этого был удостоен орденом Красного Знамени за отличие в боях с японцами у озера Хасан в 1938 г. 

Мастерство управления самолетом Максимовым сразу выделялось в воздушном бою. Лейтенант в воздушном бою сбил два вражеских самолета. В Придунайской правде от 25 июня 1941 г. писалось: «Летчик Максимов встретился с фашистскими бомбандировщиками в воздушном бою. Вместе со своими товарищами он ринулся в лобовую атаку на врага, нарушил строй и, уцепившись за один из «хейнкелей» снизу, выпустил очередь по противнику. Самолет упал камнем в Дунай  вместе с экипажем. За этим воздушным боем следили с волнением не только бойцы, но и граждане города. Когда самолет врага камнем пошел вниз, герою-летчику аплодировало много граждан…».

«Но не успел он сесть на землю, - пишется в газете «Комунист» от 28 июля 1941 г., - как опять в штабе сповыстили про наближення вражеских бомбандировщиков.  – Ну, что ж, можем повторить. – сказал Максимов, садясь в кабину». 

На этот раз, поднявшись в воздух, он сразу насел на «Хейнкель» и начал постоянно придавливать его к земли. Был момент, когда казалось, что фашистському истребителю удалось уйти.

– Не уйдеш, однако не уйдеш! – немного нервничая говорил Максимов. Град пуль трощил врага  и тот повалился в болото.

Таким образом, в первых боях  ВВС Черноморского флота выполнила поставленные штабом задачи без человеческих потерь.

Через несколько дней для защиты главной базы флотилии, которая располагалась в городе Измаиле, командующим создан новым участок противовоздушной  обороны. Его возглавил полковник В.А. Матвеев. В состав участка вошла и 96-я истребительная авиаэскадрилья.

24 июня 1941 г. немецкая авиация очередной раз попыталась бомбить Измаил. Часть немецких самолетов прорвалось к измаильскому военному аэродрому. Один из очевидцев этих событий был И. Прошин - завгаражем автомашин для доставления боеприпасов для Дунайской флотилии. В своих воспоминаниям И. Прошин пишет про этот день: «В 10-11 часов утра немецкие самолеты прорвались к нашему аэродрому и стали его бомбить. Мы из гаража наблюдали, как несколько наших самолетов поднялись в воздух и завязали воздушный бой. Вскоре один наш самолет загорелся и упал на землю, следом за ним второй. Потом загорелся «Юнкерс-88» и тоже упал». 

Почти ежедневно фашистская авиация совершала налеты на Измаил, но благодя успешному взаимодействию летчиков 96-й авиаэскадрильи и зенитчиков 46-ого зенитно-артилерийского дивизиона трехбатарейоного состава во главе с командиром старшим лейтенантом Н.М. Шило, вражеские налеты существенного успеха не имели, тем, которым удавалось прорваться, сбивались, другим не удавалось прицельно бомбить. 

Вслед за 96 авиаэскадрильей  в воздушные сражения и нанесение бомбовых ударов по тылам противника вступили главные силы ВВС Черноморского флота, в частности 63-я бомбандировачная бригада, куда входили 2-й минно-торпедный  и 40-й бомбандировачный авиаполки.

Фашисткая Германия рассчитывала на Черном море использовать флот своего сателлита – королевской Румынии, который базировался в портах Констанца, Сулина, Тульча, , а поэтому в первые дни советская бомбандировачная авиация  нанесла «визиты» на эти города. Порты  и нащлдяшиеся  там корабли подвергались успешным бомбовым ударам,  что очень сковывало врага и не давало возможности вести успешные боевые действия на суше южного фланга.

ВВС Черноморского флота также принимали участие в проведении войсками Красной Армии операции «Килия-Веке». 25 июня 1941 г., накануне высадки десанта советских войск на правый берег Дуная, бомбардировочная авиация ВВС ЧФ из аэродромов Крыма нанесла три бомбовых удара по батареям Старой Килии.

В первые дни войны авиация Черноморскогофлота не только отражала атаки фашистких истребителей, но и наносила ответные бомбовые удары по Сулине, Констанце, Тульче – мест накапливания фашистских войск и военной техники для захвата Измаила.

22 июня в 22 часа  с аэродрома Курман-Кумульчи поднялись два «СБ» 2 авиаэскадрильи и взяли курс на Сулину. В состав экипажей входили летчики старший лейтенант Ковалев Ф. и лецтенант Большаков Н., штурмана старшие лейтенанта Тимченко В. И Часовников К., стрелки радисты старшина Лотов Н. и сержант Панченко Н. Одновременно с аэродрома Сарабуз вылетели четыре «СБ» 5 авиаэскадрильи и пошли на Констанцу.

Бомбовой удар по Сулине оказался успешным, бомбы попали в цель, вызвав пожар. Тем временем летчиков 5 авиаэскадрильи встретил плотный огонь зениток, поэтому бомбежка значительного урона противнику не принесла. Один из участников этого налета на Констанцу, старший лейтенант Иван Егорович Корзунов в своих мемуарах с горечью вспоминал: «…Но если в эту первую ночь мы не нанесли большого урона врагу, то поняли, как его надо наносить».

На вторые сутки войны, 63-я авиабригада стала действовать всем своим составом. В течении дня бригада бомбила Констанцу и один раз порт Сулину. В налетах участвовало около 100 самолетов. В Констанце потоплено транспортное судно, подожжено нефтехранилище, поврежден мол. Удары по румынским базам следовали один за другим. Звено «СБ», ведомое капитаном Пурцумией, 26 июня бомбило корабли фашистов в Сулинском гирле Дуная. Несмотря на сильный заградительный огонь зениток. Летчики потопили монитор и разбили пловучую батарею.

Успешные налеты на Констанцу выполняли летчики 4-й авиаэскадрильи, 2-го минометно-торпедного авиаполка и их опытный командир капитан Платон Федорович Семенюк.

13 июля 1941 г. 12 бомбандировщиков «ДБ-3» 2-го минно-торпедного авиаполка 63-й авиабригады повел на Тульчу Герой Советского Союза, майор Токарев. Экипажу авиаэскадрильи капитану П. Семенюк была поставлена особая задача: появиться над целью первым, обнаружить зенитные средства проиивника, подавить их, отбомбиться и сфотографировать результат бомбового удара. Боевая задача была успешно выполнена, зенитные средства подавлены, уничтожены обнаруженные плавсредства. Когда бомбовой удар был нанесен, над Тульчей появилось 12 немецких истребителей «Ме-109», которые в то время представляли для советских самолетов серьезную угрозу.  Два «Ме-109» неожиданно атаковали самолет капитана Семенюка, которые бомбил обнаруженные замаскированные зеленью военные обьекты одиночными бомбами и фотографировал результат бомбового удара всей группы. Стрелки-радисты не сумели вовремя отразить атаку и капитан Семенюк был смертельно ранен. Самолет был серьезно поврежден и терял высоту. Управление самолетом взял на себя штурман старший лейтенант Александр Федороыич Толмачев, который также получил тяжелое ранение. Штурману толмачеву удалось поврежденный самолет довести до Измаила и на окраине города около села Сафьяны вынужденно посадить. 

Капитан Семенюк был похоронен на кладбище, а затем в 1950 г. перезахоронен в братской могиле с вечным огнем в Измаиле.

Воздушым стрелком у капитана Семенюка все восемь боевых вылетов на Констанцу, Сулину и Тульчу был младший сержант Василий Андреевич Любимков и в 9-м боевом вылете на Тульчу не участвовал, так как замещал секретаря порткома полка. Он хорошо знал и капитана Семенюка и его семью. 9 мая 1983 г. в Измаиле произошла встреча майора в отставке Василия Любимкова с женой и дочерью героически погибшего Семенюка.

В целом, бомбардировочная авиация ЧФ только за первый месяц войны 33 раза наноcила удары по Тульче, 26 – по Сулине, 25 – по Констанце.

Категория: Мои статьи | Добавил: valera5525 (13.10.2011)
Просмотров: 2062 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz