22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут
немецко-румынские войска открыли артилерийско-минометный и пулеметный огонь по
городу Измаилу и пограничным заставам. Воинские части Красной Армии СССР оказались
в пламени войны, и вынуждены были принять неравный бой.
В первый же день войны состоялись ожесточенные
бои на суше, в водном пространстве реки Дунай,
и в воздухе.
В 12 часов дня двенадцать фашистских
бомбандировщиков пытались бомбить Измаил. Первоначальная их цель – разрушить аэродромные дороги в
городе Измаил. Навстречу фашистким самолетам в воздух поднялись 17 истребителей
96-й авиаэскадрильи во главе с командиром капитаном Александром Иваночичем
Коробицыным и летчиками эскадрильи лейтенантом Михайлом Максимовым, старшим
лейтенантом Лаврентием Борисовым, лейтенантом Леонид Хомутовым, лейтенантами
Борисом Масловым и Николаем Черкасовым и
другими. В результате воздушных боев было сбито пять фашистких самолетов.
Большие заслуги в первом бою принадлежат лейтенанту Максимову – бывшему
колхознику села Покровское, Огаревского р-на, Тульской обл. Летчик Максимов еще
до этого был удостоен орденом Красного Знамени за отличие в боях с японцами у
озера Хасан в 1938 г.
Мастерство управления самолетом Максимовым сразу
выделялось в воздушном бою. Лейтенант в воздушном бою сбил два вражеских
самолета. В Придунайской правде от 25 июня 1941 г. писалось: «Летчик Максимов
встретился с фашистскими бомбандировщиками в воздушном бою. Вместе со своими
товарищами он ринулся в лобовую атаку на врага, нарушил строй и, уцепившись за
один из «хейнкелей» снизу, выпустил очередь по противнику. Самолет упал камнем
в Дунай вместе с экипажем. За этим
воздушным боем следили с волнением не только бойцы, но и граждане города. Когда
самолет врага камнем пошел вниз, герою-летчику аплодировало много граждан…».
«Но не успел он сесть на землю, - пишется в
газете «Комунист» от 28 июля 1941 г., - как опять в штабе сповыстили про
наближення вражеских бомбандировщиков. –
Ну, что ж, можем повторить. – сказал Максимов, садясь в кабину».
На этот раз, поднявшись в воздух, он сразу насел
на «Хейнкель» и начал постоянно придавливать его к земли. Был момент, когда
казалось, что фашистському истребителю удалось уйти.
– Не уйдеш, однако не уйдеш! – немного нервничая
говорил Максимов. Град пуль трощил врага
и тот повалился в болото.
Таким образом, в первых боях ВВС Черноморского флота выполнила
поставленные штабом задачи без человеческих потерь.
Через несколько дней для защиты главной базы
флотилии, которая располагалась в городе Измаиле, командующим создан новым
участок противовоздушной обороны. Его
возглавил полковник В.А. Матвеев. В состав участка вошла и 96-я истребительная
авиаэскадрилья.
24 июня 1941 г. немецкая авиация очередной раз
попыталась бомбить Измаил. Часть немецких самолетов прорвалось к измаильскому
военному аэродрому. Один из очевидцев этих событий был И. Прошин - завгаражем
автомашин для доставления боеприпасов для Дунайской флотилии. В своих
воспоминаниям И. Прошин пишет про этот день: «В 10-11 часов утра немецкие
самолеты прорвались к нашему аэродрому и стали его бомбить. Мы из гаража
наблюдали, как несколько наших самолетов поднялись в воздух и завязали
воздушный бой. Вскоре один наш самолет загорелся и упал на землю, следом за ним
второй. Потом загорелся «Юнкерс-88» и тоже упал».
Почти ежедневно фашистская авиация совершала
налеты на Измаил, но благодя успешному взаимодействию летчиков 96-й
авиаэскадрильи и зенитчиков 46-ого зенитно-артилерийского дивизиона
трехбатарейоного состава во главе с командиром старшим лейтенантом Н.М. Шило,
вражеские налеты существенного успеха не имели, тем, которым удавалось
прорваться, сбивались, другим не удавалось прицельно бомбить.
Вслед за 96 авиаэскадрильей в воздушные сражения и нанесение бомбовых
ударов по тылам противника вступили главные силы ВВС Черноморского флота, в
частности 63-я бомбандировачная бригада, куда входили 2-й минно-торпедный и 40-й бомбандировачный авиаполки.
Фашисткая Германия рассчитывала на Черном море
использовать флот своего сателлита – королевской Румынии, который базировался в
портах Констанца, Сулина, Тульча, , а поэтому в первые дни советская
бомбандировачная авиация нанесла
«визиты» на эти города. Порты и
нащлдяшиеся там корабли подвергались
успешным бомбовым ударам, что очень
сковывало врага и не давало возможности вести успешные боевые действия на суше
южного фланга.
ВВС Черноморского флота также принимали участие
в проведении войсками Красной Армии операции «Килия-Веке». 25 июня 1941 г.,
накануне высадки десанта советских войск на правый берег Дуная,
бомбардировочная авиация ВВС ЧФ из аэродромов Крыма нанесла три бомбовых удара
по батареям Старой Килии.
В первые дни войны авиация Черноморскогофлота не
только отражала атаки фашистких истребителей, но и наносила ответные бомбовые
удары по Сулине, Констанце, Тульче – мест накапливания фашистских войск и
военной техники для захвата Измаила.
22 июня в 22 часа с аэродрома Курман-Кумульчи поднялись два
«СБ» 2 авиаэскадрильи и взяли курс на Сулину. В состав экипажей входили летчики
старший лейтенант Ковалев Ф. и лецтенант Большаков Н., штурмана старшие
лейтенанта Тимченко В. И Часовников К., стрелки радисты старшина Лотов Н. и
сержант Панченко Н. Одновременно с аэродрома Сарабуз вылетели четыре «СБ» 5 авиаэскадрильи
и пошли на Констанцу.
Бомбовой удар по Сулине оказался успешным, бомбы
попали в цель, вызвав пожар. Тем временем летчиков 5 авиаэскадрильи встретил
плотный огонь зениток, поэтому бомбежка значительного урона противнику не
принесла. Один из участников этого налета на Констанцу, старший лейтенант Иван
Егорович Корзунов в своих мемуарах с горечью вспоминал: «…Но если в эту первую
ночь мы не нанесли большого урона врагу, то поняли, как его надо наносить».
На вторые сутки войны, 63-я авиабригада стала
действовать всем своим составом. В течении дня бригада бомбила Констанцу и один
раз порт Сулину. В налетах участвовало около 100 самолетов. В Констанце
потоплено транспортное судно, подожжено нефтехранилище, поврежден мол. Удары по
румынским базам следовали один за другим. Звено «СБ», ведомое капитаном
Пурцумией, 26 июня бомбило корабли фашистов в Сулинском гирле Дуная. Несмотря
на сильный заградительный огонь зениток. Летчики потопили монитор и разбили
пловучую батарею.
Успешные налеты на Констанцу выполняли летчики
4-й авиаэскадрильи, 2-го минометно-торпедного авиаполка и их опытный командир
капитан Платон Федорович Семенюк.
13 июля 1941 г. 12 бомбандировщиков «ДБ-3» 2-го
минно-торпедного авиаполка 63-й авиабригады повел на Тульчу Герой Советского
Союза, майор Токарев. Экипажу авиаэскадрильи капитану П. Семенюк была
поставлена особая задача: появиться над целью первым, обнаружить зенитные
средства проиивника, подавить их, отбомбиться и сфотографировать результат
бомбового удара. Боевая задача была успешно выполнена, зенитные средства
подавлены, уничтожены обнаруженные плавсредства. Когда бомбовой удар был
нанесен, над Тульчей появилось 12 немецких истребителей «Ме-109», которые в то
время представляли для советских самолетов серьезную угрозу. Два «Ме-109» неожиданно атаковали самолет
капитана Семенюка, которые бомбил обнаруженные замаскированные зеленью военные
обьекты одиночными бомбами и фотографировал результат бомбового удара всей
группы. Стрелки-радисты не сумели вовремя отразить атаку и капитан Семенюк был
смертельно ранен. Самолет был серьезно поврежден и терял высоту. Управление
самолетом взял на себя штурман старший лейтенант Александр Федороыич Толмачев,
который также получил тяжелое ранение. Штурману толмачеву удалось поврежденный
самолет довести до Измаила и на окраине города около села Сафьяны вынужденно
посадить.
Капитан Семенюк был похоронен на кладбище, а
затем в 1950 г. перезахоронен в братской могиле с вечным огнем в Измаиле.
Воздушым стрелком у капитана Семенюка все восемь
боевых вылетов на Констанцу, Сулину и Тульчу был младший сержант Василий
Андреевич Любимков и в 9-м боевом вылете на Тульчу не участвовал, так как
замещал секретаря порткома полка. Он хорошо знал и капитана Семенюка и его
семью. 9 мая 1983 г. в Измаиле произошла встреча майора в отставке Василия
Любимкова с женой и дочерью героически погибшего Семенюка.
В целом, бомбардировочная авиация ЧФ только за
первый месяц войны 33 раза наноcила удары по Тульче, 26 – по Сулине, 25 – по
Констанце.
|