В борьбе за освобождение Югославии и ее столицы
Белграда, совместно с войсками Советской Армии и ее союзниками – активное
участие принял 1-й Керченской бригады бронекатеров.
Гвардии дивизион бронекатеров под командованием
гвардии капитан-лейтенанта С.И. Барботько, шел по неизведанным фарватерам,
засоренными множеством мин и специально потопленными немцами баржами и
буксирами. Моряки-гвардейцы шли на помощь своим героическим братьям славянам.
Перед ними была поставлена задача: поддержать
наступление армейского корпуса наших войск, оказать ему содействие в
уничтожении немецкой группировки в районах Радуевац, Неготин, Прахово.
Моряки преодолевая все созданные противником
заграждения, упорно шли вперед, к Белграду.
Немцы очень рассчитывали на Железные ворота –
препятствие, которое по их мнению, должно было преградить путь нашим кораблям.
В районе города Оршово Дунай суживается и входит в ущелье изобилующее порогами
и водоворотами, с течением реки большой быстроты – 10 миль в час. Это
и были знаменитые Железные Ворота в то
время.
Гвардейцы блестяще провели форсирования Железных Ворот
и своими смелыми рейдами громили противника далеко от линии фронта.
Особенно упорная борьба разгорелась на подступах к
порту Смедерево, который был превращен немцами в мощный узел сопротивления и
были уверены, что здесь он на долго задержит наши наступающие войска.
Смелой операцией в дневное время гвардейцы гвардии
капитана-лейтенанта С. Барботько сорвали замыслы врага. В порт Смедерево на
полном ходу ворвались катера, на борту которых находились армейские десантники.
Враг не успел опомниться, как десант при поддержке корабельной артиллерии
ворвались в порт и начал громить огневые точки. Другие корабли Державина,
выделенные для поддержки, в это время уничтожали скопление живой силы
противника. В результате Смедерево был взят.
Все ближе корабли дивизиона подходили к Белграду,
взаимодействуя с сухопутными частями нашей Армии. Бесстрашно и умело сражались
гвардейцы в боях за освобождение Белграда, столицы Югославию.
Они громили оборонительные сооружения немцев в
северо-западной части города, уничтожали врага в районе белградского моста,
разбивали вражеские переправы через приток Дуная-Саву.
20 сентября 1944 г. столица Югославии – Белград был
освобожден. В числе первых советских воинов в Белград вошли корабли
Гвардейского дивизиона.
Прорыв кораблей Державина и Барботько из Смедерево к
Белграду блестяще удался. Начались бои за спасение Земунского моста,
единственно уцелевшего, самого красивого речного моста, который соединял
Югославскую столицу с городом Земун, на противоположной стороне реки Саввы, у
впадении ею в Дунай.
Правительство Федеративной Народной республики
Югославии наградило орденами и медалями, в числе которых был и
капитан-лейтенант С.И. Барботько. В.А. Постернак, мл. научный сотрудник музея Придунавья.
|